Advertisement
НАВИГАТОР

НОВОСТИ

СЕРВИСЫ


Цена высокого полета. Российским авиакомпаниям придется снижать тарифы. Версия для печати
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
11.09.2010

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) накажет перевозчиков, которые завышают цены на билеты. По многим направлениям самолеты летают полупустыми, но тарифы все равно растут. Как подсчитали антимонопольщики, на некоторых маршрутах за два года цены выросли на 300 процентов.

Уже к концу этого года ФАС обещает установить примерные тарифы, а особо жадные авиакомпании наказать штрафами. Эксперты полагают, что такая мера приведет только к новому росту цен. Почему, разбирались "Известия".

Авиакомпании не первый раз попадают в сферу интересов ФАС. Обычно перевозчики отмахивались, мол, билеты дорожают потому, что цены на авиатопливо постоянно растут. На этот раз традиционная отговорка не поможет.

 

- Цены на авиатопливо в разных аэропортах России снизились в полтора раза по сравнению с максимумом в период кризиса. По причине снижения цен на топливо и вследствие модернизации авиапарка доля авиатоплива в затратах авиакомпаний снизилась с 40-45 процентов до 24 процентов. Однако это не привело к снижению цен на авиабилеты, - напоминает заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

 

За два года почти на 400 маршрутах цены и вовсе выросли в три раза. Перевозчиков не сдерживает даже то, что на самолетах остается множество свободных мест: показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 8% выше аналогичного показателя на внутренних линиях. У чиновников есть свой ответ, почему так происходит. Во всем виновато отсутствие конкуренции. На некоторых направлениях летает всего одна авиакомпания, вот и задирает цены, полагают антимонопольщики.

 

Другой вопрос, который покрыт завесой тайны, - как формируются цены билетов. Почти у каждой авиакомпании свои тарифные планы, и понять, какой уровень обслуживания стоит за экзотическими названиями, среднестатистическому пассажиру бывает непросто.

 

Наводить порядок антимонопольщики собираются жесткими методами. Как рассказали "Известиям" в управлении контроля транспорта и связи ФАС, в ряде регионов уже проверяют обоснованность тарифов. Результаты можно ждать к концу этого года. Если будет установлено нарушение законодательства, то на авиакомпании наложат штраф в несколько процентов от выручки. Так же антимонопольщики подумывают установить определенные планки тарифов для отдельных направлений. Станут ли после этого билеты стоить дешевле? Вряд ли, считают эксперты.

 

- Если заставить авиакомпании снизить цены, то вся авиаотрасль окажется в зоне убытков, - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - По данным Транспортной клиринговой компании, в последние два года российские авиакомпании в целом показали убытки. Меры ФАС, конечно, помогут избавить рынок от убыточных компаний, но в результате мы получим новых монополистов.

 

Впрочем, мировой опыт показывает, что высокие цены - вовсе не обязательный атрибут прибыльной авиакомпании. Наоборот, по всему миру миллионы людей летают на дискаунтерах - компаниях, которые ради снижения цен готовы на все.

 

В России дискаунтеры тоже пытались наладить свой бизнес, но им не дали монополисты.

 

* * * КАК ВАМ ЭТО?

 

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Если государство решило регулировать тарифы, то должна быть предельная норма рентабельности. Обычно у компаний рентабельность на уровне 15-20 процентов. Если установить норму на таком же уровне в 15 процентов, то это приведет к резкому удорожанию авиабилетов. Потому что обычно авиакомпании и в России, и в мире работают с рентабельностью в 1-5 процентов.

 

А вообще государству стоит прежде всего ответить на простой вопрос - кто такие авиаперевозчики? Это социальный общественный транспорт или коммерческая компания, которая зарабатывает прибыль и платит налоги? Мне кажется, регулировать тарифы уместно в том случае, если авиакомпании получают дотации от государства.

 

* * * Чудеса тарифной политики

Часто получается так, что у одной и той же компании билет туда стоит дешевле, чем обратно. Или цена на рейс в понедельник больше, чем на тот же рейс во вторник, но дешевле, чем на рейс в среду. Почему так происходит? На стоимость билета влияет несколько тысяч факторов, а для расчета конечной стоимости авиакомпаниям приходится пользоваться сложнейшими компьютерными системами. Один из таких факторов - день недели. Обычно самый дешевый день для полетов - четверг. Потому что четверг самый невостребованный для полетов день: у бизнесменов до выходных остается мало времени на встречи, и отпуск с четверга мало кто берет. Еще один важный момент - класс бронирования. У авиакомпаний стало столько разновидностей классов, что пришлось задействовать все буквы алфавита. Как правило, коды A, F, P, R относятся к первому классу, C, J, D, Z - к бизнес-классу (Z - тариф со скидкой), а Y, B, H, M, N, G, I, K, L, O, Q, R, S, T, U, V, W, X - это эконом. Большинство этих букв обозначают очень специальные случаи. Класс Y - самый дорогой из тарифов эконом-класса, на него нет никаких ограничений. Он вполне может оказаться дороже или всего немного дешевле тарифа бизнес-класса со скидкой. Обычно более дешевые классы накладывают ограничения. Например, некоторые авиабилеты нельзя сдать или можно сдать лишь с большими финансовыми потерями. При этом авиакомпании придумывают свои собственные обозначения классов и, соответственно, свои правила. Последнее ноу-хау авиакомпаний - всевозможные сборы - топливные, аэропортовые, на безопасность и другие. Они считаются отдельно от стоимости билета, таким образом перевозчики показывают, что не несут за них ответственность. Самое неприятное, что пассажир о дополнительной оплате узнает в последний момент, непосредственно перед оплатой.

 

* * * Бюджетный бизнес-класс

Первый в России бюджетный перевозчик - авиакомпания Sky Express намерена ввести на своих рейсах бизнес-класс. В последнее время дела у компании шли не важно: рейсы часто задерживались, а журнал Forbes назвал Sky Express худшей авиакомпанией России. В начале августа этого года Sky Express объединилась с принадлежащими Олегу Дерипаске "Авиалиниями Кубани". Сейчас стороны завершают подписание договора о совместной эксплуатации лайнеров.

 

Как рассказали "Известиям" в пресс-службе компании, в настоящий момент обе авиакомпании обсуждают концепцию перевозчика, осуществляющего рейсы как ультрабюджетные (без предоставления любых дополнительных услуг и с условием провоза минимума багажа), так и бизнес-класса. При этом бизнес-класс может быть разделен на "полный бизнес" и "улучшенный эконом" (обслуживание по бизнес-классу только на борту).

 

Источник: ИЗВЕСТИЯ

 
След. >
   Онлайн расписания и табло аэропортов arrow Информация arrow Цена высокого полета. Российским авиакомпаниям придется снижать тарифы.


Реклама: