Женщину, которая передвигается на инвалидной коляске, отказались посадить в самолет.
Такое может повториться с каждым из тех, кого называют "людьми с ограниченными возможностями". Их в России, по официальным данным, 8 процентов населения - более миллиона человек.
Репортаж Елены Борисовой.
Наталья облетела почти весь мир, но последняя поездка во Владикавказ стала самой запоминающейся.
Стюардесса еe не пустила на борт самолeта, потому что Наталья - инвалид и едет без сопровождения.
На просьбы и уговоры бортпроводница не реагировала. А потом и вовсе стала игнорировать пассажира.
Наталья Присецкая: "Сегодня отказывают человеку с инвалидностью, завтра будет по национальности деление, ну, это так и до фашизма недалеко. То есть я была в шоке глубочайшем. Я попробовала решить вопрос с главой представительства в аэропорту Домодедово, но он тоже сослался на внутренние инструкции".
Внутренние инструкции, о которых шла речь, - это федеральные авиационные правила. И в них, действительно указано, брать или не брать инвалида на борт самолeта без сопровождения - это право авиакомпании.
Но вот воспользоваться этим правом, впервые рискнула компания S7 или Сибирь. И этой принципиальностью сослужила себе службу недобрую, - уверены правозащитники. Ведь о том, что пассажир - инвалид, было известно заранее.
Дмитрий Янин: "Даже если это политика авиакомпании является дискриминационной по отношению к данной группе людей, эту женщину не должны были проводить через систему регистрации, через систему сдачи багажа, через то, что фактически еe доставили к трапу".
В Центре для инвалидов, где работает Наталья, до глубины души потрясены случившимся. Чтобы разобраться с авиакомпанией, они пишут письма в Роспотребнадзор и Ространснадзор. Ведь, по сути, случившееся с их коллегой, это дискриминация.
Жанна Цалагова: "Ведь мы же все вчерашние здоровые люди. Мы же все вчера ходили в школу, ходили в институт. Мы не молились Богу, мы не просили колясок. Мы оказались в колясках. Так что же творится тогда?!".
До Владикавказа Наталья всe-таки улетела другим рейсом и из другого аэропорта. На амбулифте еe доставили до трапа и помогли расположиться в салоне.
У бортпроводниц не возникло ни единого вопроса. Раньше Наталья сама защищала интересы инвалидов - она работает менеджером в центре для инвалидов, теперь ей самой требуется помощь.
Официальный комментарий авиакомпании "Сибирь" по ситуации с Натальей Присецкой
В отношении отказа от перевозки на рейсе № 881 Москва-Владикавказ (30 июля 2008 года) пассажирки Натальи Присецкой ОАО "Авиакомпания "Сибирь" считает необходимым заявить следующее:
Решение об отказе было принято на основании "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Федеральные авиационные правила - ФАП).
Согласно пункту №110 ФАП "… перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете. Авиакомпания вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров …".
Внутренние правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО "Авиакомпания "Сибирь" разработаны на основе и в полном соответствии с Федеральными авиационными правилами.
Согласно технологии облуживания, посадка пассажира с ограниченными возможностями на борт самолета производится сотрудниками медпункта аэропорта, перевозка осуществляется в стандартном кресле, а кресло-коляска сдается в багажное отделение или помещается в техническом отсеке (в зависимости от типа воздушного судна). Пассажир доставляется в салон самолета на руках или носилках. Дальнейшее передвижение пассажира на борту осуществляется с помощью сопровождающих лиц. Кресло-коляска возвращается пассажиру в аэропорту прилета.
Согласно требованиям ФАП (пункт №25) пассажир, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чьё состояние требует особого внимания при обслуживании, должен согласовать перевозку с авиакомпанией при бронировании авиаперевозки.
Наталья сама не обращалась на стойку регистрации ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в аэропорту "Домодедово". Все формальные процедуры регистрации на рейс Наталья Присецкая проходила с помощью сотрудников медпункта аэропорта, которые, в свою очередь, также не поставили в известность авиакомпанию о перевозке пассажира в кресле-коляске.
Наталья Присецкая ранее пользовалась услугами авиакомпании "Сибирь". В январе 2008 года она была принята к перевозке согласно установленным правилам, с сопровождающим лицом - Татьяной Бондаренко.
Наталья Присецкая до настоящего момента не обращалась в OAO "Авиакомпания "Сибирь" с просьбой о возврате денег за авиабилет. В случае обращения ей будет возвращена полная стоимость авиабилета.
ОАО "Авиакомпания "Сибирь" оказывает возможное содействие пассажирам с ограниченными возможностями, в тех пределах, которые установлены ФАП и требованиями обеспечения безопасности полетов, с учетом технической оснащенности каждого определенного воздушного судна авиакомпании. Соблюдение и следование интересам каждого пассажира всегда было и остается одним из основных приоритетов авиакомпании.
|